Как провести перераспределение земельных участков в соответствии с законом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести перераспределение земельных участков в соответствии с законом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Как проверить земельный участок перед прирезкой

Чтобы не гадать: удовлетворят вам или откажут в перераспределении земель из-за неизвестных вам ограничений, для Подмосковья запустили новый электронный сервис по предварительной проверке земельных участков. Он рассчитан на арендаторов, которые собираются оформить прирезку чужого земельного участка к основному.

Сервис, позволяет гражданам узнать практически обо всех существующих ограничениях по использованию земельного участка заранее. Для этого:

  1. В разделе «Земля и стройка» на региональном портале госуслуг необходимо найти услугу — «Перераспределение земельных участков»;
  2. Выбрать муниципалитет и указать кадастровый номер или координаты интересующей вас территории.
  3. После этого станет доступна информация о том, не входит ли ваш земельный участок в лесную, охранную или приаэродромную зону, а также короткое резюме, к примеру: строительство на данной территории запрещено. Другими словами, вас уведомляют о возможных проблемах еще до того, как вы обратились за переводом участка в собственность.

Ждем, когда подобный сервис заработает по все России…

Требования к перераспределению

Перераспределение границ земельного участка – процедура, которая проводится с учетом некоторых регламентированных на законодательном уровне требований.

  • объекты должны находится в непосредственной близости, соприкасаться друг с другом, в идеале, иметь хотя бы одну смежную границу;
  • в отношении обоих земельных участков отсутствуют ограничения, обременения;
  • собственники нескольких земель, участвующих в процедуре, согласны на сделку;
  • объекты относятся к одной и той же категории, имеют одинаковый ВРИ;
  • в результате перераспределения права третьих лиц не нарушаются.

Разновидности совершаемых перераспределений: классификация

Законодательством определяются следующие разновидности возможного изменения земельных границ, различаемые в зависимости от категории собственника:

  1. Перераспределение наделов, пребывающих в собственности граждан и юридических лиц (организаций). В этом случае изменение территориальных пределов земельных участков осуществляется путем заключения особого соглашения между заинтересованными землевладельцами. Государственные органы составляют разрешительную документацию.
  2. Перераспределение исключительно тех землевладений, которые пребывают в муниципальной собственности. Реализуется при передаче государственных земель между конкретными ведомствами.
  3. Изменение границ двух смежных наделов, один из которых пребывает в законной собственности частного лица, а другой – принадлежит государству.

Требования к соглашению

Перед оформлением соглашения, сторонам необходимо удостовериться в дееспособности друг друга. Кроме того, важно помнить, что запрещено уменьшать долю, принадлежащую недееспособному или несовершеннолетнему собственнику. Даже, если их интересы представляют законные представители.

Закон не устанавливает точный бланк для соглашения. Однако на него распространяются общие требования к договорам.

Документ должен включать следующие пункты:

  • наименование;
  • место оформления;
  • дату заключения;
  • данные сторон, включая пол, реквизиты паспорта и адрес;
  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, общую площадь, данные всех собственников);
  • реквизиты правоустанавливающих документов;
  • реквизиты выписки из ЕГРН;
  • причины изменения величины долей;
  • возмездность/безвозмездность перехода прав;
  • новые варианты долей;
  • отметка об отсутствии обременения прав одного из долевых собственников;
  • права и обязанности сторон;
  • количество экземпляров;
  • подписи совладельцев.

Важно! Отсутствие в соглашении данных о возможности оспорить контракт в судебном поряке не является запретом на обращение в суд. Любая из сторон имеет право защищать свои имущественные интересы, в случае нарушения прав, вне зависимости от условий контракта.

Читайте также:  Наследство на квартиру: быстро разбираемся в тонкостях закона

Отказ в перераспределении земельных участков

Соглашение о перераспределении земельных участков может быть не одобрено, а его участники получат отказ в следующих случаях:

  • в случае неполучения согласия на перераспределение земель одного из собственников земельного участка;
  • земельный участок, земли которого желает перераспределить заявитель, имеют государственную или муниципальную бронь;
  • на земельном участке, в отношении которого ставиться вопрос о перераспределении, имеются строения, которые принадлежат государству или органу местной власти;
  • земельный участок, земли которого желает перераспределить заявитель, относится к категории земель с ограниченным оборотом;
  • земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче другим лицам в соответствии с приоритетным правом;
  • если в результате перераспределения будет превышен максимально допустимый размер вновь образуемого земельного участка.

После получения отказа, заявитель вправе вновь обратиться с подобным заявлением, если он устранит причины отказа в перераспределении земель.

апреля 2017 представителем административного истца в Управление земельных ресурсов Администрации г. Владимира было подано заявление о даче разрешения на перераспределение границ земельного участка, путем его увеличения, посредством, выкупа участка площадью 19 кв. м. из земель, находящихся в государственной собственности.

Истцу принадлежит часть участка, соразмерная 316 кв. м. данного земельного участка.

Гр-ну М-оглы. принадлежит часть участка, соразмерная 136 кв. м. на основании пожизненного наследуемого владения земельного участка, в связи с тем что собственность на данный земельный участок не разграничена, право собственности на долю земельного участка, имеет орган местного самоуправления в лице Управления земельными ресурсами Администрации города Владимира.

Факт собственности муниципалитета подтверждается ответами из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Территориального управления Росимущества по Владимирской области) и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области.

Следовательно, наш доверитель обращался к Управлению земельных ресурсов г. Владимира как к собственнику доли земельного участка, с целью получения согласия на незначительное увеличение площади данного участка.

18 апреля представителем административного истца был получен ответ из Управления земельными ресурсами Владимирской области.

В своем ответе Управление земельными ресурсами Администрации г. Владимира они ссылаясь на то, что часть участка принадлежит М-оглы на праве пожизненного наследуемого владения, отказывают в утверждении схемы земельного участка, руководствуясь ст. 39.28 и пп.1. п. 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.

Однако вопрос, с которым обращался наш доверитель в Управление земельных ресурсов, заключался как раз в том, чтобы получить согласие собственника доли участка, которым и является данное Управление.

Однако сотрудник Управления неправильно истолковал полученное заявление, вследствие, чего был дан неправильный ответ, которым нарушаются права и интересы заявителя, что противоречит действующему законодательству.

Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года

Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.

  • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
  • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
  • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
  • когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
  • когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.

Но есть и определенные условия: Присоединяемая земля Должна иметь ту же категорию, что и основной участок Захваченный участок Не должен относиться к территории общего пользования Общая площадь нового участка Не должна превышать нормативов, установленных законом То есть можно присоединить часть земли, имеющей назначение СНТ, если основной участок тоже относится к СНТ. При этом площадь присоединения рассчитывается индивидуально, но не более 10% от площади основного участка.

При превышении площади формируется новый участок, и выкупать его придется по кадастровой стоимости. Чтобы присоединить землю в СНТ сначала нужно узаконить право на основной участок, если до сих пор этого не сделано.

Для этого достаточно обратиться в Росреестр с правоустанавливающими документами на землю.

Как перераспределить публичный и частный земельные участки, и когда могут отказать в праве на перераспределение

Довольно часто у собственников земли возникает необходимость перераспределить земельные участки, увеличить или уменьшить территорию общей площади, принять дополнительные наделы в собственность. При этом собственниками могут частные лица и компании, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. О том, как правильно перераспределить публичный и частный земельные участки, и когда могут отказать в праве на перераспределение, рассказала Руководитель практики земельных и имущественных отношений «Alliance Legal CG» Ольга Калинченко.

Читайте также:  Размер госпошлины за загранпаспорт нового образца в 2023 году

Когда допускается перераспределение земель?

С первого марта 2015 года можно перераспределять частные и государственные земельные участки. В Земельном кодексе содержится перечень оснований, допускающих такую кадастровую процедуру.

Перераспределение возможно при обязательном соблюдении трех условий, согласно п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Во-первых, границы участков должны быть приведены в соответствие с проектом межевания. Во-вторых, цель изменений должна заключаться в том, чтобы исключить изломанность границ, чересполосицу, вклинивания. И, наконец, площадь частной земли должна увеличиваться только в рамках установленных для нее максимальных размеров.

Что предпринять, чтобы перераспределить публичный и частный земельные участки
Какие действия должен предпринять заявитель? Правовая основа перераспределения земельных участков – это проект межевания территории. При его наличии собственник может подать заявление в уполномоченный орган, чтобы получить согласие на перераспределение частного и публичного участков. В качестве обоснования нужно указать цель: исключить вкрапление, вклинивание, изломанность границ и т. д. Подать заявление можно лично, через представителя, по почте или через интернет-портал Государственных услуг РФ.

Далее уполномоченный орган рассматривает обращение, оформляет письменное согласие или отказывает в соглашении. Если заявитель получает согласие, то должен обеспечить выполнение кадастровых работ по формированию нового участка. После этого в уполномоченный орган направляется кадастровый паспорт, заявитель получает утвержденные экземпляры проекта соглашения о перераспределении, и вновь образованный земельный участок переходит в частную собственность заявителя.

Итак, процедура довольно проста, а положения главы V.4 Земельного кодекса РФ сформулированы максимально четко. Однако уполномоченные органы нередко отказывают в удовлетворении заявлений. Когда это происходит, и как складывается судебная практика по таким делам?

Когда отказывают в праве на перераспределение

Уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении участков, если заявитель по факту не преследует цель исключить вклинивание, вкрапление, изломанность границ, а имеет другие цели, например, построить объект недвижимости без проведения торгов. Судебное спаривание отказа в таких случаях не приводит к положительному результату, требование признать отказ незаконным судом не удовлетворяется (Определение ВС РФ от 29 марта 2019 г. № 303-ЭС19-3676).

Однако суд должен исследовать не только вопрос о наличии вклинивания, вкрапления, изломанности границ, но и о возможности использовать публичный участок самостоятельно. Хорошей иллюстрацией тому служит Определение ВС РФ от 18 октября № 303-ЭС18-3686. Дело возникло в связи с обращением предпринимателя к администрации Хабаровска с просьбой перераспределить земельные участки. В результате перераспределения должен был образоваться участок площадью 22 000 м2, состоящий из частной земли площадью 9 000 м2 и земель площадью 13 000 м2, на которые государственная собственность не разграничена.

Суды трех инстанций приняли во внимание, что из публичных земель площадью 13 000 м2 нельзя образовать самостоятельный участок и установили, что на данном участке земли располагается объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности. Был сделан вывод о том, что перераспределение допустимо.

Верховный Суд РФ не согласился с такими выводами и указал, что нижестоящие суды не разрешили вопрос о наличии факта вкрапления, вклинивания, чересполосицы одного участка в другой, не исследовали объективные характеристики публичных земель. Оценивая фактическую деятельность заявителя, суды оставили без внимания, что площадь публичного участка более чем в 30 раз превышает разрешенную площадь земли под зданием и больше площади участка предпринимателя.

Приведенные примеры показывают, что если собственник частного участка обращается к собственнику публичного участка с заявлением о перераспределении, то должен доказать, что:
1) частный участок имеет такие недостатки, как изломанность границ, вклинивание в границу публичного участка и другие недостатки, не позволяющие рационально использовать землю;

2) подлежащие перераспределению участки не могут быть использованы самостоятельно согласно их функциональному назначению;

3) площадь участка заявителя не увеличится сверх установленных пределов в результате перераспределения.

Если не доказать наличие этих условий, шансы выиграть спор у заявителя минимальны или вовсе отсутствуют. При этом основная сложность состоит в правильном выборе способов и средств доказывания приведенных обстоятельств. Результат судебного разбирательства во многом зависит от компетентности юриста-представителя.

В целом судебная практика, сложившаяся за период применения данного института заслуживает положительной оценки, поскольку пресекает попытки недобросовестных собственников получить земельный участок большей площади за счет публичной земли, минуя процедуру торгов.

    Наро-Фоминский городской суд Решение Гражданское дело 2-106

    Истец обратился в Администрацию Наро-фоминского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка площадью кв.м. с кадастровым номером № и смежного земельного участка площадью кв.м, расположенных по адресу: . То есть в результате перераспределения площадь земельного участка истца составит кв.м, то есть он будет увеличен на кв.м., что менее предельного максимального размера земельных участков в пределах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки, ничьих прав не нарушает, подъездов (проходов) к смежным земельным участкам не перегораживает. ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо из Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-фоминского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому вопрос рассмотрен на межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью кв.м, расположен на территории, зарезервированной Администрацией городского поселения Апрелевка под инженерные коммуникации. Истец считает данное решение незаконное и не обоснованное, что оно нарушает его права и законные интересы.

    Так согласно ч.3 ст. 2 ЗК РФ: На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

    Читайте также:  Какие лица признаются малолетними и каковы особенности их дееспособности?

    Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

    С учетом изложенного, условием предоставления судебной защиты лицам, обратившимся в суд с соответствующим требованием, является установление факта нарушения ответчиком их прав и законных интересов. По приведенным выше делам оснований для судебной защиты прав истцов не имелось, поскольку ответчиками их права нарушены не были.

    Как правило, такие споры связаны с несовпадением закрепленных в государственном кадастре недвижимости границ с фактическими границами, т.е. реально существующими на местности. При этом несовпадение границ может быть обусловлено как их противоречием друг другу (пересечением), так и отсутствием юридической или фактической границы одного из участков. При уточнении местоположения границ ранее учтенного земельного участка могут измениться как его площадь, так и конфигурация, что может вызвать несогласие как самого правообладателя, в интересах которого межевые работы проводятся, так и смежных землепользователей.

    Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

    В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
    Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
    Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
    Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

    • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
    • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

    Обзор судебной практики по перераспределению земельных участков

    В соответствии с действующим федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ определяются условия заключения договоров о перераспределении территориальных наделов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

    Для реализации соответствующих целей граждане или юридические лица должны обратиться с заранее сформированным заявлением в территориальный контролирующий орган или Многофункциональный центр по месту фактического расположения участка земли. Существующая судебная практика по перераспределению земельных участков имеет характерные особенности, для понимания которых нужно обязательно ознакомиться с отсылками к действующему законодательству, с наиболее часто встречающимися ситуациями, а также с примерами принятия соответствующего решения.

    Судебная практика по земельным спорам и спорам по разделу домовладения

    — в постановлении Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в практике рассмотрения судами споров о выделе доли собственнику и определении порядка пользования домом, принадлежащим гражданам на праве общей собственности» №4 от 10.06.1980 года, в редакции постановления Пленума ВС РФ от 25.10.1996 года №10.

    Выдел доли в домовладении возможен как по добровольному согласию всех участников долевой собственности – путем соглашения, заключаемого в простой письменной форме или нотариально оформленного, так и через суд. Соглашение о выделе доли в домовладении подлежит государственной регистрации. В результате указанного соглашения появляются два новых объекта недвижимости – выделенная доля (как самостоятельный объект права собственности) и оставшаяся часть домовладения (где остается долевая собственность на дом). Существует частный случай, когда выдел доли в домовладении равнозначен разделу дома – это тот случай, когда у дома всего два собственника. Если добровольное соглашение о выделе доли между одним из сособственников и остальными домовладельцами не достигнуто, то следует обращаться в суд. При этом необходимо помнить, что, поскольку предметом спора является выделяемая доля, то размер уплачиваемой госпошлины исчисляется исходя из стоимости указанной доли.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *